В апреле 2022 года специалисты Центра закончили проведение очередной волны исследования, в рамках которого оценивалась удовлетворенность населения услугами, входящими в сферу ответственности органов местного самоуправления:
∗ организацией транспортного обслуживания;∗ качеством автомобильных дорог;
∗ услугами ЖКХ.
Всего в ходе исследования было опрошено 17989 жителей 10 городов и 27 сельских районов Самарской области. Опрос проводился методом личного интервью «лицом к лицу» с использованием планшетов.
Процедура проведения исследования определена «Порядком организации и проведения оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Самарской области», утвержденным Постановлением Губернатора Самарской области от 26.09.2013 г. № 207.
В текущем году негативная динамика показателей, наблюдаемая в прошлую волну исследования, сменилась на положительную. Два из трех показателей продемонстрировали рост по сравнению с 2020 годом: увеличилась удовлетворенность населения качеством автомобильных дорог и услугами ЖКХ. За прошедший год жители области не увидели улучшений только в организации транспортного обслуживания.
Территориальная специфика в оценках жителей в 2021 году практически не изменилась по сравнению с 2020. Наиболее остро воспринимают проблемы с транспортным обслуживанием, качеством автомобильных дорог и услугами ЖКХ жители Тольятти. Наиболее благоприятно оценивают эти показатели жители сельских районов области. Самарцы в оценках организации транспортного обслуживания и качества автомобильных дорог ближе к тольяттинцам, а в оценках услуг ЖКХ – к сельчанам.
Более показательно оценки жителей региона демонстрируют индексы удовлетворенности, которые рассчитываются как разница между позитивными («полностью удовлетворен» и «скорее удовлетворен») и негативными («полностью не удовлетворен» и «скорее не удовлетворен») ответами.
Несмотря на рост значения индекса удовлетворенности услугами ЖКХ в текущем году, он тем не менее не смог вернуться к позитивному уровню двухгодичной давности. Наибольшую степень недовольства различными составляющими услуг ЖКХ (качество услуг системы центрального холодного водоснабжения, центрального горячего водоснабжения, центральной системы водоотведения (канализации), системы теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения) продолжают демонстрировать жители Тольятти.
Индекс удовлетворенности населения транспортным обслуживанием в 2021 году сократился по сравнению с предыдущим периодом на 7 п.п. Из всех составляющих данного показателя (частота движения, удобство оплаты проезда, комфортность проезда и его стоимость) наиболее значимое падение наблюдалось в оценке удобства оплаты и стоимости проезда в общественном транспорте, на которые повлияло повышение оплаты проезда в общественном транспорте, введенное в Самарской области в прошлом году.
Индекс удовлетворенности качеством автомобильных дорог показал наиболее заметный рост среди трех оцениваемых направлений деятельности местных властей. Позитивные качественные изменения состояния автомобильных дорог в прошедшем году были наиболее очевидны для жителей Самары и сельского населения области. В наименьшей степени оказались довольны качеством дорог жители Тольятти.
Из всех составляющих показателя (удовлетворенность качеством дорожного покрытия на центральных улицах населенного пункта (нет выбоин, ям и пр.), качеством дорожного покрытия внутри дворов, кварталов, своевременностью и качеством уборки дорог) наиболее критично жители оценивают состояние внутриквартальных дорог.
Подробнее ознакомится с результатами опроса можно на нашем сайте https://iac-so.ru/ в разделе «Публикации» (Отчеты), а также в разделе «Индикаторы», где представлены данные по всем 37 муниципальным образованиям.