В марте 2021 года социологи Центра провели исследование, одной из задач которого стало изучение предпочтений жителей Самарской области разных источников информации о событиях, происходящих в регионе, городе/селе. Всего было опрошено 2000 респондентов по выборке, репрезентирующей население области старше 18 лет.
В настоящее время самыми популярными источниками местных новостей у жителей региона являются телевидение и интернет. А если к интернет-источникам прибавить событийную информацию, получаемую из различных социальных сетей, то новые медиа в рейтинге медиапредпочтений жителей области обгоняют традиционные СМИ.
Тенденцию увеличения аудитории интернет-источников на фоне падения интереса к газетам, радио и отчасти телевидению в последние годы фиксируют и федеральные исследовательские центры. Так, по данным опроса «ВЦИОМ-СПУТНИК», проведенного 28.03.2021 г., только 16% россиян отметили, что не пользуются интернетом, а 74% опрошенных делают это практически ежедневно (телефонный опрос, 1600 респондентов в 80 регионах РФ).
Исследования российского медиаландшафта, проводимые ежегодно АНО «Левада-центр», показывают, что в 2020 году более трети опрошенных россиян (39%) узнавали новости из социальных сетей, еще примерно столько же (38%) использовали интернет-издания для получения новостной информации (https://www.levada.ru/2020/05/20/rossijskij-medialandshaft-2020-2/).
По данным проведенного нашим Центром исследования, медиапредпочтения разных возрастных групп имеют значительные отличия. Жители области в возрасте от 18 до 39 лет в подавляющем большинстве получают информацию о местных событиях из интернета. Представители же старших поколений предпочитают телевизионные программы.
Показатели потребительского интереса к разным медиаканалам коррелируют с уровнем доверия к ним. Так, по данным проведенного исследования, наибольшим доверием у жителей Самарского региона пользуются самые популярные каналы получения региональных новостей: телевидение и интернет-источники. Социальные сети здесь несколько уступают в надежности получаемой информации: только 9,2% жителей области доверяют новостям из сетей.
Таким образом, происходит постепенная смена не только источников получения необходимой информации, но меняется и сам процесс потребления новостей. Традиционные медиа в настоящее время не могут удовлетворить всех информационных потребностей аудитории. Поэтому новые медиа перехватывают инициативу и дают все, что необходимо потребителям в современном мире – оперативность коммуникаций, селекцию насыщенного информационного потока, постоянное обновление картины дня, обсуждения в группах по интересам. Аудитория хочет получать информацию максимально быстро и в соответствии с индивидуальными запросами.