В первом полугодие 2021 года специалисты Центра провели исследование, в рамках которого оценивалась удовлетворенность населения услугами, входящими в сферу ответственности органов местного самоуправления:
· организацией транспортного обслуживания;
· качеством автомобильных дорог;
· услугами ЖКХ.
Всего в ходе исследования было опрошено 17989 жителей 10 городов и 27 сельских районов Самарской области. Опрос проводился методом личного интервью «лицом к лицу» с использованием планшетов.
Процедура проведения исследования определена «Порядком организации и проведения оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Самарской области», утвержденным Постановлением Губернатора Самарской области от 26.09.2013 г. № 207.
По данным опроса в 2020 году два из трех изучаемых показателей удовлетворенности продемонстрировали отрицательную динамику по сравнению с 2019 годом: снизилась удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания и услугами ЖКХ. Уровень же удовлетворенности качеством автомобильных дорог хоть и вырос, но несмотря на это, остается наиболее критично оцениваемым параметром.
Больше всего отрицательных оценок дали жители Тольятти: здесь самые низкие показатели удовлетворенности организацией работы транспорта и услугами ЖКХ. Самарцы в наибольшей степени не удовлетворены качеством автомобильных дорог. Более лояльны в своих оценках были жители сельских районов области.
Индексы удовлетворенности, которые рассчитываются как разница между позитивными («полностью удовлетворен» и «скорее удовлетворен») и негативными («полностью не удовлетворен» и «скорее не удовлетворен») оценками позволяют более наглядно представить распределение мнений жителей региона.
В 2020 году индекс удовлетворенности услугами ЖКХ продемонстрировал максимальное падение на 20,8 процентных пунктов по сравнению с 2019 годом.
Наиболее критичны в оценке различных составляющих услуг ЖКХ (качество услуг системы центрального холодного водоснабжения, центрального горячего водоснабжения, центральной системы водоотведения (канализации), системы теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения) были жители Тольятти.
Такая негативная динамика во многом определяется снизившимися показателями удовлетворенности, прежде всего, стоимостью некоторых услуг (центральной системы водоотведения и теплоснабжения). В 2020 году в условиях пандемии и последовавших экономических трудностей произошло, снижение уровня материального положения населения, рост цен на продукты и товары первой необходимости, услуги ЖКХ и т.д. В этих условиях вопросы стоимости коммунальных услуг, и без того традиционно вызывающие массовое недовольство, еще больше обострились.
Индекс удовлетворенности организацией транспортного обслуживания снизился всего на 8,2 процентных пункта. Из всех составляющих данного показателя (частота движения, удобство оплаты проезда, комфортность проезда и его стоимость) наиболее значимое падение наблюдалось в оценке частоты движения общественного транспорта.
Самые низкие значения индекса удовлетворенности качеством автомобильных дорог наблюдается в двух крупных городах области Самаре и Тольятти: здесь число жителей, давших негативные оценки превышает количество позитивных.
Из всех составляющих данного показателя (удовлетворенность качеством дорожного покрытия на центральных улицах населенного пункта (нет выбоин, ям и пр.), качеством дорожного покрытия внутри дворов, кварталов, своевременностью и качеством уборки дорог) наиболее критично жители оценивают состояние внутриквартальных дорог.
Подробнее ознакомится с результатами опроса можно на нашем сайте https://iac-so.ru/ в разделе «Публикации» (Отчеты), а также в разделе «Индикаторы», где представлены данные по всем 37 муниципальным образованиям.